Жизнь и Путешествия в стиле Джаз...

Глухой рокот далеких барабанов и шорох шин шикарной машины по мокрому асфальту, резкий вскрик иволги и взрыв смеха, эхом разносящийся по гостиной. Слышишь? Окунуться с головой в «хюгге», выловить марлина, обойти стороной белого медведя. Ездил? Джаз называли музыкой для богатых. Джаз называли музыкой для бедных. Но джаз всегда оставался музыкой для умных. Знаешь?

Главная / Главная страница / Такая разная Скандинавия. Ледники, фьорды, горы и водопады
Такая разная Скандинавия. Ледники, фьорды, горы и водопады

Такая разная Скандинавия. Ледники, фьорды, горы и водопады

Утренний Берген. Все дружно потянулись, сбрасывая сонную лень, к солнцу, которое решило ненадолго вынырнуть из облаков, впрочем действительно, ненадолго. И мы спешим к вокзалу, перебегая от одного витринного козырька над магазина к другому под периодически сыплющим из набегающих тучек дождём, чтобы совершить путешествие к фьорду Хардангер — «Хардангер в миниатюре».

Norway

Хардангер — это и район, и фьорд. Почему в миниатюре? Потому, что Хардангер — это очень большой район, в котором умещается несколько фюльке (губерний), а сам Хардангер-фьорд — второй по величине фьорд Норвегии, более 130 км в длину. Так что за 12 часов при всём желании объехать ни то, ни другое невозможно. Но мини-путешествие в пределах губернии Хордаланд по железной дороге, на автобусе и по воде позволит нам увидеть природу Норвегии и получить представление о жизни норвежцев и об отношении норвежцев к своей уникальной стране.

И если сразу сказать о впечатлении от этого и последовавшего на другой день путешествия из Бергена в Осло, то его можно сформулировать в одном предложении «Норвегия — страна гор, ледников, фьордов и водопадов».

Если отойти немного в сторону от темы путешествия и углубиться в не очень давнюю историю Норвегии, то становится понятным, почему небольшая и ранее очень небогатая страна, ставшая всего несколько десятков лет назад крупнейшей нефтяной державой старой Европы, не полагается лишь на недра, а думает о будущем, о том, как и чем будут жить норвежцы дальше.

Сами норвежцы не привыкли шиковать. Быт их достаточно прост, не отличается избыточной роскошью и довольно скромен с точки зрения путешествующих россиян, но это слияния с природой, желание идти не против природы, а умело направлять своё движение по одному с ней пути, даёт стране и её жителям определённые гарантии на благополучное будущее. Взять хотя бы транспорт и транспортные магистрали, которые в Норвегии продолжают развиваться.

Железная дорога, соединяющая крупные города, поднимается из долин почти к ледникам и прорезает тоннелями горы. В горах вьются серпантином шоссе, периодически проходящие сквозь горную толщу многокилометровыми тоннелями.

Norway

От берега к берегу через фьорды перекинуты подвесные мосты.
И как видно на фотографии, строящийся над Хардангерфьордом мост соединяет два тоннеля на разных берегах. Хотелось бы мне проехать когда-нибудь по этому шоссе, когда выезжая из узкого каменного коридора, освещённого фонарями, ты вдруг оказываешься буквально в воздухе и над водой.

Норвегия страна горная, и на строительство тоннелей, сокращающих расстояние между населёнными пунктами, тратятся огромные суммы. Бывает, что большая часть шоссе пролегает через многочисленные тоннели.

Кстати, самый длинный в мире автомобильный тоннель проложен в Норвегии — это Лердальский тоннель протяжённостью 24,5 километра. Он является частью автомобильного шоссе между Бергеном и Осло. А почти восьмикилометровый Эйксуннский тоннель — самый глубокий в мире — проложен под дном Стурьфьорда и достигает глубины 287 метров ниже уровня моря. Транспортная магистраль, в состав которой входит этот тоннель, соединяет с материковой частью страны норвежские острова, на которых проживает постоянно около 25 тысяч человек . Да, всего навсего 25 тысяч — численность небольшого подмосковного города. Можно представить себе приблизительную стоимость строительства тоннелей, зная, что строительство Лердальского тоннеля обошлось Норвегии в 150 миллионов долларов.

Norway

Интересно, что у каждого тоннеля есть имя собственное, даже у самого короткого. Когда мы ехали из Эйдфьорда в природный центр Хардангервидда, то проезжали через несколько тоннелей, один которых носит имя Сольвейг, поэтому часть пути мы проделали под «Песню Сольвейг» Эдварда Грига. В ролике вы услышите фрагмент рассказа о Хардангервидда. Вообще во всех рейсовых туристических автобусах, на катерах и паромах, которыми нам довелось воспользоваться, было такое звуковое сопровождение как минимум на двух языках. Как выяснилось позже, можно было попросить включить текст сопровождающего рассказа и на русском. Так что всё, что только можно было придумать для удобства туристов, сделано.

Новые дороги в Норвегии строят даже к маленьким высокогорным посёлкам с населением до сотни человек, при этом зимой эти дороги могут быть закрыты по метеоусловиям, но сообщение с долинами всё равно осуществляется — с помощью вертолётов. А там, где дороги прокладывать нецелесообразно, норвежцев везут паромы и быстроходные пассажирские суда, останавливаясь у пристаней больших посёлков и маленьких, в несколько домов, деревенек и подбирая жаждущих отправиться в путь по той или иной надобности.

И все эти транспортные магистрали — и наземные, и водные, и прорезающие насквозь горные массивы,- не уродуют ландшафт, а органично врастают в него, становясь его естественной составной частью. Но вернёмся к нашему мини-путешествию. Вот так выглядел наш маршрут: Берген — Восс — Ульвик — Эйдфьорд — Норхаймзунд — Берген:

Norway

Из Бергена мы отправились на поезде до станции Восс в городке Воссеванген. Бергенская железная дорога от Бергена до Восса идёт вдоль широких проливов внутренних фьордов и озёр по самому краю горных склонов, периодически ныряя в тоннели и постепенно поднимаясь в горы.

Norway

За окном проносятся живописнейшие пейзажи с зеркальной гладью вод, акварельными зелёными склонами с розовыми пятнами зарослей иван-чая и маленькими аккуратными домиками многочисленных хуторов. Домики на этих фотографиях кажутся совсем простенькими, да так на самом деле и есть — деревянные стены изредка обшитые вагонкой или сайдингом выкрашены в традиционные белый, красный и коричневый цвета, крыши укрыты серой каменной черепицей в виде квадратов или полукруглых лепестков, и лишь на некоторых постройках можно увидеть современные кровельные материалы — там, где необходимо установить на крыше солнечные батареи.

Norway

У железнодорожного вокзала мы пересели в автобус, который отправлялся по маршруту «Восс-Ульвик». Автобус вовсе не был специально предоставлен для нашей небольшой группы. Это был обычный рейсовый автобус, следующий популярным туристическим маршрутом, и в нём собрались люди, попавшие в Норвегию из разных стран и путешествующие по своим собственным маршрутам — просто на какое-то время пути наши пересеклись в Воссе.

Norway

На автобусной станции Восса (как и на многих других автобусных станция больших и не очень больших городов) строго по расписанию останавливаются и отъезжают в разных направлениях множество автобусов, и воспользовавшись этими рейсовыми автобусами можно легко перемещаться по всей стране, при необходимости пересаживаясь на поезда или паромы. А наш автобус повёз нас по горной извилистой дороге сначала поближе к вершинам самых высоких гор, а потом вниз, к Ульвику, расположенному на берегу Хардангерфьорда.

Norway

В горах мы и увидали первые водопады. У некоторых, наиболее интересных и живописных, наш автобус притормаживал, давая возможность хотя бы недолго полюбоваться на пенные струи воды, падающей с отвесных обрывов.

Norway

Чем ближе мы подъезжали к Ульвику, тем чаще попадались вдоль дороги сады. Вот эти коренастые, кривоватые и низкорослые деревья — яблони. Ульвик славится своими фруктовыми садами. Садоводством здесь занимались ещё в средние века, и сегодня Ульвик снабжает фруктами и ягодами не только всю Норвегию, но и отправляет часть урожая в другие страны. А ещё из ульвикских яблок делают восхитительный яблочный сок и местный сидр.

Norway

И вот наконец сам Ульвик — маленький городок, почти деревня, но очень важный туристический и транспортный центр. А вот и катер наш приближается. Осталось погрузиться… Махнуть берегу на прощанье и отправиться в волшебный круиз по изумрудным водам Хардангерфьорда к Эйдфьорду, следующей точке нашего маршрута.

Norway

А воды в фьорде по-настоящему изумрудные. Погода в фьордах меняется постоянно. То над головой ярко-голубое небо и лёгкие кучевые облачка, а то вдруг внезапно с вершины горы медленно сползает облако, ложась на воду и каменистые склоны, цепляясь за верхушки сосен, и начинается то ли очень мелкий дождь, то ли очень густо-мокрый туман рассеивается каплями, хотя это могут быть и брызги, поднимаемые катером — он идёт так быстро, что ветер шумит в ушах.

Norway

Виды вокруг величественные и покойные в своём незыблемом величии. И от этого испытываешь необыкновенное умиротворение и чувство полного единения с окружающими горами, ледниками на их вершинах, и даже с этим дождём-туманом и волнами под килем катера. А воды в фьорде по-настоящему изумрудные. А вот и Эйдфьорд виден, и знаменитый местный отель Ворингсфосс на берегу… Продолжение следует…

Подробнее о туре Скандинавские столицы и фьорды

Оставить комментарий

Скроллить Топ